Имя питерского шансонье Алексея
Леонидовича Краева известно уже многим и
по его работе в ресторанах города, и по
концертной деятельности, и по
выступлениям в Интернете на шансонных
сайтах, но главное – по эфирам
FM-радиостанций. Он, офицер,
подполковник, отслуживший более 25 лет в
Вооруженных Силах России, в связи с
уходом в запас стал профессиональным
автором-исполнителем содержательных
мелодичных песен и выпустил в 2003 году
первый тираж диска «В зоне гарнизона». В
нём собраны в основном песни об
армейском периоде жизни, хотя у него
достаточно и других – лирических,
обобщающе настроенных песен.
22 ноября прошедшего года Краев прибыл в
Москву для своего первого концерта на
столичной площадке. Это был концертный
зал (бард-кафе) ресторана «Золотой
дракон» в Орликовом переулке близ
Казанского вокзала. До концерта мы
встретились, нашли место у его коллег по
воинскому делу, которые теперь ведут
малое предприятие, и побеседовали при
включённом диктофоне.
Виктор Солдатов: Здравствуйте,
Алексей Леонидович! Приветствую Вас на
земле московской!
Алексей Краев: Спасибо, Виктор
Максимович, приветствую взаимно!
В.С. Начну с самого начала. Вы
родились на Урале. Где именно?
А.К. В Пермской области – город
Кизел (ударение на «и»). Это угольный,
шахтёрский городок, но сейчас там,
по-моему, уже выработали весь уголь.
Отец был шофёром, потом шахтёром, а мама
работала в системе связи. В семилетнем
возрасте, когда родители приняли решение
выехать оттуда, я оказался с ними в
городе Гуково Ростовской области. Это 5
километров до границы с Украиной, теперь
пограничный город.
В.С. Вы ощущаете этот город как
свою малую родину?
А.К. Конечно, ощущаю, но я помню
и Урал, помню лес, помню, как ягоды и
грибы собирал… Гуково – тоже шахтёрский
центр. Там я закончил 10 классов и сразу
поступил в военное училище.
В.С. Расскажите, что за специфика
у этого училища?
А.К. Киевское Высшее Инженерное
Радиотехническое Училище
Противовоздушной обороны (КВИРТУ ПВО) –
я с гордостью называю его, потому что
опыт, вынесенный из этого училища, я
применяю на практике всю жизнь. Оно было
широкопрофильным, к сожалению, сейчас
его уже нет, оно перепрофилировано в
результате перестройки. Готовило
программистов, военных радиоинженеров,
специалистов систем слежения за
воздушными и космическими целями,
специалистов автоматических систем
управления, радиоэлектронной борьбы,
других передовых специальностей в
области радиотехники и радиоэлектроники.
С помощью систем радиоэлектронной
борьбы, например, устранили в своё время
Дудаева. Ими я и занимался в войсках
ПВО, а затем, когда объединили два вида
Вооружённых Сил, - в Военно-Воздушных
силах. Из-за этого меня часто
спрашивают, не лётчик ли я? Нет, за
штурвалом не приходилось сидеть.
Конечно, я имел отношение к военной
авиации, в основном истребительной, а
также военно-транспортной, но основная
моя специальность – военный
радиоинженер. А ещё в этом училище нас
учили жизни, взаимовыручке и прививали
не только любовь к Родине, но и другие
качества, в том числе и чувство юмора. С
первого дня мы уже знали, как именуется
наше училище неофициально: Киевское
Высшее Имени Райкина Театральное Училище
Полувоенного Образца. А близлежащий к
училищу единственный в районе гастроном,
расположенный поблизости на улице Якира,
все жители называли не иначе как ГРУНЯ
(гастроном радиотехнического училища на
Якира). Туда мы частенько сигали через
забор за пивом и докторской колбасой. И
сейчас, много лет спустя выпускники
училища не только поддерживают контакты,
но и общаются на нашем сайте в
Интернете.
В.С. Интересно, а практически что
приходилось делать? Ведь инженеры и
связисты – это армейская интеллигенция.
А.К. Да, да. Со связистами мы
часто работали вместе, эти системы у
меня тоже были в сфере служебных
интересов. Занимался, в основном,
различными радиоизмерениями, объезжая на
своей спецтехнике практически всю
дислокацию объединений ВВС и ПВО в тех
регионах, где проходила служба.
В.С. И куда же Вы попали после
окончания училища?
А.К. Прямо в Архангельск. Жил в
городе, мотался по командировкам. Моё
подразделение состояло при штабе, мы
контролировали работу радиоэлектронных
установок, настраивали технику, обучали
персонал. Через четыре года был
направлен в Хабаровск, где прослужил 11
лет. Потом в Санкт-Петербург, где и живу
по сей день.
В.С. В Ваших песнях чувствуется
проникновенное отношение к Дальнему
Востоку…
А.К. Да, там колоссальная
природа: величественный океан, много
бурных рек (одно название «Амур» чего
стоит), леса, полные ягод и грибов,
дикой птицы и животных… А самое главное
- замечательные люди. И в первую очередь
те, кто стоит на защите наших
дальневосточных рубежей, а они там
поистине бескрайние! У меня было время
обо всём этом задуматься, особенно когда
попал в интеллектуальную атмосферу
Петербурга, что нашло отражение и в
песнях.
В.С. Вы окончили музыкальную
школу по классу баяна. Смогли бы сыграть
сейчас?
А.К. К сожалению, нет, кроме
простых пьес, хотя раньше и фуги играл…
Баян – тяжёлый инструмент для поездок,
поэтому подыгрываю себе в основном на
гитаре. Научился играть сам, параллельно
с баяном, играл в школьном ансамбле
«Аяксы». Это были 1975-76гг., мы
исполняли в то время песни из репертуара
ВИА «Весёлые ребята», «Поющие гитары», «Ариэль»
и др., рок ещё не играли. Но уже тогда
пели собственные песни. Сочиняли их
вдвоём с барабанщиком Сергеем Ивановым,
который теперь живёт и работает в
г.Ноябрьске (Ямало-Ненецкий АО). Песни
были о любви, о Родине - несколько
наивные… Потом был ансамбль в училище с
названием «Шире Круг», там мы уже
включали в свой репертуар более
серьёзные композиции.
В.С. Прослушивая Ваш диск «В зоне
гарнизона», я тоже приходил к мысли о
некоторой романтической наивности
песенных стихов. Я нахожу этому
объяснение в том, что русский мужик, а
шире – российский, всегда немного
романтик, потому что духовное у него
преобладает над материальным. На Западе
– там другие люди, с иной ментальностью…
А.К. Да. И я ничего плохого или
странного в этом не вижу. Как раз это и
возвышает человека. Романтичность, на
мой взгляд, никогда не мешала даже
взрослым людям, не только детям. И
прививать её нужно именно с детства.
Самое главное, как я сужу, будучи отцом
взрослых дочерей, это когда ребёнок
пишет стихи или музыку, рисует картины,
коллекционирует всякую всячину…. Пусть
эти стихи, песни, картины и т.п. будут
наивными, невостребованными,
некоммерческими, но человек занимается
хорошим делом, это всё равно рано или
поздно приведёт к развитию умственных и
творческих способностей. Он же не идёт
тусоваться в какой-нибудь подвал,
курить, выпивать или употреблять
наркотики. У меня дочки придут с учёбы,
слушают музыку, подпевают караоке,
перебирают файлы на компьютере, Даша
даже песни какие-то сочиняет… Я этому не
препятствую – ради Бога! Подзадориваю
их: давайте на конкурс будем готовить
это… Они у меня поют, выступают, в этом
отношении я за них спокоен. У нас
получилось трио, в новом альбоме уже
одна песня на стихи поэта А.Тихонова в
таком исполнении записана.
В.С. В песне «Я ухожу» выражается
сожаление, что автор немного не
дослужил. Это о чём?
А.К. Это сложно выразить коротко.
Наверное, это следствие моих переживаний
после того, как я положил рапорт об
увольнении в запас, хотя и не собирался.
Так сложились, а правильнее сказать, не
сложились отношения с начальником. Не
буду вникать в подробности, но за всю
службу у меня не было взысканий;
подразделения, которыми я командовал,
задачи свои выполняли в объёме своих
возможностей. Меня тянули до этого и в
Академию, и на повышение, но я не
карьерист, мне это было неинтересно. Я и
попал-то в армию скорее по
необходимости, чем по призванию. 25 лет
прослужил, утвердился, доказал свою
состоятельность, мог бы и ещё послужить…
В этой песне, как и во всём альбоме, я
хотел показать не лично себя, а обобщить
всю нашу систему, когда из армии уходят
умнейшие специалисты и не всегда находят
себе применение по специальности. А те,
кто находит – могли бы много пользы
принести по своим специальностям и в
армии, только там почему-то это стало не
нужно… Наши программисты, например,
могли бы обеспечить армию сложнейшими
компьютерными системами, дополняющими в
управлении человеческий фактор. Или,
скажем, создать тренажёры для боевой
подготовки, для обучения тех же шоферов,
ведь в армии плохо подготовленные
водители гробят технику, много
несчастных случаев из-за этого. Эта тема
обширна по своим примерам…
В.С. Болезненным был момент
перехода от армейской службы к
гражданской жизни?
А.К. Нет, он проходил довольно
спокойно. Дело в том, что мой переезд из
Хабаровска в Питер произошёл накануне
кириенковского дефолта 1998 года. Если
бы не мои способности к песенному
творчеству, не знаю, как бы мы
выкарабкались… Представьте себе:
привезти с Дальнего Востока семью на
новое место – ни кола, ни двора,
зарплату по полгода не платят… Пошёл
работать в ресторан вечерами параллельно
со службой в армии, поэтому увольнение в
запас в 2003 году не сильно повлияло на
состояние семьи. То есть, завершив
службу в армии, я уже был трудоустроен.
У других всё было сложнее. В армии я
занимался в основном
административно-командной работой: акты
проверки, протоколы и т.д. Плюс
воспитание солдат, благодаря чему меня
звали даже на преподавательскую работу.
Но мне это за 20 лет приелось… А вот
музыка – это процесс творческий, и я
считаю, что нашёл себе занятие по душе.
В.С. А как связь с
авторами-исполнителями военных песен?
Продолжается или прекратилась?
А.К. Если говорить об авторах,
которые служат в армии, то на
сегодняшний день у меня связей с
известными, уже состоявшимися
авторами-исполнителями военных песен
особых нет. Только недавно стал общаться
с полковником Михаилом Калинкиным. Зато
я знаю ребят, которые, служа в армии,
неплохо сочетают это с песенным
творчеством. У меня в планах на будущее
есть подобный проект, но он требует в
первую очередь финансов, а не только
желания. Если всё сойдётся и появится
возможность для его осуществления, то
выйдет альбом, в котором я отойду от
своих текстов и с удовольствием спою
песни на стихи таких авторов, которые не
хотят или не могут исполнять их. К
примеру, есть у меня знакомый военный
лётчик в Петрозаводске Павел Сурмач,
который сочинил много хороших песен и
отдаёт мне их на исполнение. И таких
авторов много, достойных и талантливых,
которые массовому слушателю неизвестны.
Некоторые офицеры не песни, а стихи
хорошие пишут… Такой опыт уже есть: я
исполняю песню на стихи ещё одного
военного лётчика, который ныне служит
военным советником за границей. На его
стихи поют песни и другие исполнители
питерского региона. В общем, связь с
военной творческой средой у меня есть.
Да её и не может не быть! Ну, а если
говорить об авторах, не имеющих
отношения к военной службе, то,
наверное, у каждого известного найдётся
одна-две песни военного характера. В
Петербурге я достаточно тесно
контактирую со сверстниками, которые
служили в Афганистане (Олег Никулин,
Василий Чучнев – их репертуар основан на
тех трагических событиях).
В.С. Ныне изменились и характер
войн, и роль российской армии. Военные
песни как царских времён, так и
советских во многом исчерпали себя. Как
вы оцениваете положение с современной
военной песней?
А.К. В целом Вы правы: и характер
войн изменился, и роль армии,
естественно, это наложило свой отпечаток
и на песни военного, армейского
содержания. Современная история, к
великому сожалению, не стала мирной.
Трагедия нашей армии в Афганистане,
локальные конфликты на границах, война в
Чечне… Это по своей сути совершенно
новая эпоха войн, в отличие от Великой
Отечественной - эпоха бессмысленных
войн, в основе которых лежат
коммерческие цели, прикрываемые защитой
демократии. Эти особенности наложили
совершенно иной отпечаток на тематику
военных песен. От былого патриотизма
мало чего осталось, стало больше
трагичности и безысходности. Но есть и
доброе, что присутствует в этих песнях,
- конечно же, тоска по Родине,
человеческие любовь и верность.
В.С. Напрашивается вопрос: это
сейчас Вы выступаете под минусовки, а
раньше – среди офицеров, на вечеринках,
в клубах как Вы выступали? По стилистике
это было больше бардовское творчество?
А.К. Клубов, как таковых, у нас
не было в те времена. Я прослужил 9 лет
в гарнизоне под Хабаровском, где клуб
существовал только как объект
капитального строительства, а до
организации там каких-то концертов руки
не доходили. В 1982г. училище закончил,
а в 85-м началась перестройка. Развалили
за 10 лет не только клубы, но и много
другого, что было в армии хорошего.
Поэтому выступал я преимущественно в
домашних застольях, на гулянках. Можете
расценивать это как бардовское
творчество. Там сочинял мало, пел ранее
написанные мною песни и общеизвестные.
Что касается «минусовок», то, конечно
же, это просто жизненная необходимость.
В молодости я пел исключительно в
ансамблях (в школе, в училище) и сейчас
с не меньшим удовольствием создал бы
группу музыкантов, с которой
гастролировали бы по всем площадкам.
Только вот всё упирается в средства
(аппаратура, аренда, транспорт и т.д.).
На одном энтузиазме коллектив не
удержать, поэтому может быть и хорошо,
что появилась такая возможность - петь
под записанный на студии аккомпанемент.
Да и слушатели к этому привыкли. Ну, а
если пойти дальше и сравнить выступления
шансонье с артистами «попсовой» эстрады,
то наша совесть перед публикой чиста. Мы
«плюсами» не пользуемся.
В.С. Значит, современное
сочинительство началось позже. И почему
так получилось, что офицер склонился в
сторону русского шансона, а не
бардовской песни?
А.К. Да, по приезду в Петербург я
стал писать новые песни и приводить в
более осмысленный вид написанные много
лет назад. А как склонился к шансону?
Ну, это получилось спонтанно. Русский
шансон подразумевает то, что в песне
присутствует в первую очередь смысл, но
и выразительная мелодия, конечно.
Видимо, это и предопределило стилистику
аранжировок. В чём разница с бардовской
песней – это сложный вопрос, вызывающий
споры. Я считаю для себя, что бардовская
песня – это прежде всего пение своих
стихов под гитару. Бардовские песни
более философские, стихи в них более
мудрёные, что ли… У меня они проще и
конкретнее.
В.С. А если по содержанию, языку,
стихосложению, напевности явно шансонная
песня исполняется под гитару, Вы её тоже
сочтёте бардовской?
А.К. Ну, а почему нет? Пример –
всё те же песни Высоцкого и Розенбаума.
Хорошие стихи шансону не вредят, просто
в нём может быть больше мелодизма,
запоминающиеся припевы, как правило,
выделены… Хотя взять, к примеру, песни
Митяева, там всё это присутствует. А
вообще проводить жёсткую грань в
стилистике песен – это неблагодарная
работа, да и заниматься этим должны,
по-моему, музыкальные критики, а не
исполнители. Лично я не могу провести
линию разграничения и сказать: вот эта
песня - бардовская, а эта - нет. Да надо
ли это по большому счёту? Лишь бы песня
выразительная была. Такая песня хорошо
звучит и под гитару, и под аккомпанемент
ансамбля. А самый главный судья и критик
– это слушатель.
В.С. Усложнённая поэтика – не для
шансона, она же не сможет пойти в народ,
останется принадлежностью
автора-исполнителя. А песни русского
шансона ориентированы на народное
исполнительство, на самую широкую
аудиторию. Я считаю, что в Ваших песнях
такая ориентированность есть. Стихи
несложные, но образные и содержательные,
я бы сказал, умные. И мелодизм
присутствует. Три песни из тех, что на
диске «В зоне гарнизона», вполне могут
стать шансонными хитами, если их
«раскрутить», скажем, на радио…
А.К. Ну, Виктор Максимович,
насчёт хитов - это слишком, хотя
популярности песням, конечно же, радио
прибавляет немало. Когда я в 2001 году
связался с «Радио Шансон», тогда диска
«В зоне гарнизона» ещё не было. Тогда
взяли две песни, которые я сейчас
включаю во второй свой альбом, и они
зазвучали в эфире. В то время я общался
с ведущими радио, от которых знаю, что
песни эти исполнялись даже по заявкам.
Кроме того, мои записи были приняты во
многих региональных радиостанциях
шансона, и не только в России, но и в
Киргизии, на Украине. Меня по ним там
уже знают, приглашают «забрасывать»
новые записи. Интересно, что в разных
регионах предпочитались и разные песни.
В Питере, например, на бардовской
радиостанции «Вертикаль», где
ротировалось семь моих песен, больше
всего заказывали «Военного шофёра», хоть
я, как автор, и не считаю её каким-то
шедевром. А допустим, из Сочи пришла
информация от музыкального редактора,
что две песни просто рвут из эфира: это
«Любимой женщине» и «Любовь прапорщика».
Случай в основе последней – реальный. Мы
с супругой ехали в автобусе и наблюдали
картину, как изрядно подвыпивший
прапорщик ввалился в салон и начал
приставать к женщине, которая ему
понравилась. Весь автобус хохотал, когда
он сравнил её по красоте со своим
КАМАЗом… Я такого сравнения ещё никогда
не слышал и тогда же подумал: а с чем
сравнил бы её, скажем, бухгалтер или
сантехник? Жена меня до сих пор ругает
за эту песню…
В.С. А что, она влияет на Ваше
творчество? Кто у Вас первые слушатели
новых песен?
А.К. Конечно, жена влияет. Ей
посвящена песня «Любимой женщине», на её
день рождения написал… Первое исполнение
новых песен, естественно, происходит в
семье, потом уже в кругу друзей. Дети у
меня музыкальные и могут более или менее
объективно оценить песню. Дочерям сейчас
17 и 16 лет, они погодки, а старшей 26
лет.
В.С. А бывали выступления перед
специфической аудиторией?
А.К. Любая аудитория имеет свою
специфику: в гарнизонах – это солдаты и
офицеры, в госпиталях – это больные и
раненые, на корпоративных вечеринках –
это влиятельные бизнесмены и политики,
представители властных структур… Но,
наверное, Вы имели в виду места лишения
свободы? Было и такое, выступал в
знаменитых «Крестах» перед заключёнными,
причём дело было в санитарном блоке, где
проходили лечение представители
различных категорий правонарушений. Не
скажу, что я в восторге от этого
мероприятия, т.к. побывать в тюрьме даже
в качестве гостя не очень приятная
процедура, но принимали нас там очень
тепло, вслушиваясь в каждую песню, в
каждое слово. Поэтому концерт прошёл на
высоком уровне, а когда я пел и видел,
как зрители слушают мои песни, то даже
забывал о том, кто передо мной сидит в
зале. Есть ещё специфическая аудитория –
это дети! Мне не раз приходилось
выступать в школах перед детьми.
Представьте что-то похожее на урок
мужества, только к военной форме с
медалями добавляются гитара и песни.
Тоже очень интересно, пока что-нибудь
рассказываю или на вопросы отвечаю –
галдят, так что уши заворачиваются, а
как только начинаю петь – полная тишина
в классе. В общем, специфической
аудитории у меня хватает. А если взять
ресторан, то тут уже такая специфика,
что хоть стой, хоть падай!
В.С. В ресторанах обычно по
заявкам поют. А как у Вас? Собственные
песни приходилось петь?
А.К. Музыкальные заявки – это,
пожалуй, основной источник дохода
ресторанных певцов и музыкантов, ибо тот
гонорар, что платит хозяин, как правило,
невелик, поэтому, конечно же,
приходилось петь песни на заказ. А вот
свои песни редко там пел. Во-первых, они
ещё малоизвестны. Но после того, как дал
их послушать постоянным клиентам, они
стали и их заказывать, причём иногда за
вечер по несколько раз. А потом и другие
люди стали заказывать, цитируя
запомнившиеся слова. Удивлялись, когда я
говорил, что это мои песни… Во-вторых,
песни армейского репертуара в ресторане
не таким уж большим спросом пользуются.
А, в-третьих, по разному относились к их
исполнению администрация и напарники по
работе.
В.С. А как Вы связались с
деятелями питерского шансона?
А.К. Однажды я обратился к
знакомому, который работал в сфере
управления Приморского района
Санкт-Петербурга, и он связал меня с
Домом общества ветеранов войны в
Афганистане «Афганвет», где я
познакомился с Олегом Никулиным, ведущим
программы «Полевая почта» на «Радио
Петроград-Русский Шансон». Я уже
упоминал о нём. Прослушал он мои записи
и через неделю пригласил в прямой эфир.
Я, конечно, вначале сдрейфил, но
армейская закалка своё взяла – в бой,
так в бой! С большим волнением,
напряжённо вслушиваясь в вопросы
радиослушателей, так как они бывают и
неожиданными, и с подковыркой, начался
мой первый эфир на радио… К микрофонам я
привык, однако работа в ресторане –
другое дело, здесь же нужно
сосредоточиться, отвечать коротко и
ясно. Но я чувствовал поддержку Олега и,
конечно, доброжелательное отношение
радиослушателей, поэтому через небольшой
промежуток времени напряжённость и
волнение исчезли, эфир прошёл удачно.
Позже меня заметили и пригласили в
питерское отделение «Радио Шансон» (в то
время его генпродюсером был Виктор
Грицаенко). После этого у меня сложились
добрые отношения с Александром Фруминым
и со всеми сотрудниками этой
радиостанции. Позже и в других городах
связался с FM-радиостанциями. Сейчас уже
отношусь к этому спокойно, много эфиров
было…
В.С. Как обычно начинается у Вас
песня? Понятно, что от схваченного
сюжета и строчки-зацепки. А потом –
мелодия и стихи вместе или поочерёдно?
А.К. Это всё сложно рассказать,
потому что, когда сочиняешь песни, то не
следишь за процессом. Лично у меня в
первую очередь рождаются стихи, а потом
я уже музыку подбираю. Но бывает и
наоборот.
В.С. Легко ли Вам даются стихи?
Проверяете ли Вы их на благозвучность,
двусмысленность, афористичность? У Вас
ведь встречаются крылатые фразы…
А.К. Я могу писать много песенных
стихов, но доводить их до совершенства
трудно. Сказывается моё несколько
лентяйское отношение к урокам литературы
в школе, да и, честно говоря, нелегко
было в советские времена найти и
прочитать интересующие меня книги,
стихи. В магазинах тогда в основном
комсомольско-партийные издания были, а в
гарнизонах, где пришлось служить, в
библиотеках вообще нечего было взять для
меня. Вот и делайте вывод, откуда
взяться хорошему словарному запасу,
чтобы писать стихи? Проверять приходится
всегда, иногда даже не сразу, а через
некоторое время, чтобы по-новому
взглянуть на произведение, тогда сразу
находятся изъяны, некоторые абзацы
целиком приходится выбрасывать и
переписывать заново. А крылатые фразы?
Иногда я использую те, которые уже
крылаты и звучат в обиходе. Ну, а если
какие-то мои мысли станут крылатыми, то
что может быть достойней такой награды
для автора?
В.С. Вы придерживаетесь в
мелодике какой-то определённой
тональности, последовательности
аккордов?
А.К. Виктор Максимович, на этот
вопрос, как мне кажется, не знает ответа
никто, ибо он равнозначен вопросу: как
сочинить песню? Конечно, есть
определённые каноны, правила, специфика,
лучше всех об этом знают
профессиональные композиторы, но есть
ещё и какие-то душевные порывы,
позволяющие иногда в одночасье выдать
на-гора потенциальный хит. Причем,
иногда бывает так, что у композитора
всего один единственный хит, а больше
ничего в народ не пошло. Припев – это,
наверное, самое главное и сложное место
для того, чтобы песня быстро
запоминалась.
В.С. Допустим, Вы уже нашли
мелодию припева и уловили, как её
сочетать с мелодией строфы. Долго ли
происходит шлифовка всей песенной
композиции?
А.К. Шлифовка бывает. Хотя не
всегда это необходимо. И я в этих
случаях стараюсь с кем-то
посоветоваться. Так было с песней
«Любимой женщине», которую я показал
одной знакомой учительнице музыки (она
вела уроки на дому у моих дочерей),
сказав ей, что это только пробный
вариант и что я ещё планирую работать
над мелодией и гармонией. Прослушав
песню, она категорически чуть ли не
запретила мне что-либо менять и
настоятельно рекомендовала оставить всё
как есть. В других песнях иногда
чувствовал, что какой-то мелодический
оборот повторяет уже написанную кем-то
ранее песню, тогда начинал с этим
считаться и менял мелодию, гармонию. В
общем, этот процесс также
непредсказуемый и не поддаётся анализу.
В.С. Как дорого обходятся записи
песен и выпуск диска?
А.К. Запись одной песни, смотря
где и смотря как, в зависимости от
студии, обходится самое мало в 100-200
долларов, да ещё услуги аранжировщика,
которые зависят от его популярности… Для
издания диска небольшим тиражом
потребуется уже порядка 3-5
тыс.долларов. И это я ещё беру
минимальные расценки при более или менее
нормальном качестве. Знаю эти цены не
понаслышке, т.к. диск «В зоне гарнизона»
тиражом 1000 экземпляров вышел за мой
счёт. К настоящему времени он уже
разошёлся. И сейчас я заключил договор с
другой компанией (концертно-продюсерская
компания ГРИФФОН). Выпуск второго тиража
уже состоялся, диски поступили в
открытую продажу.
В.С. А как Вы нашли своего
аранжировщика?
А.К. Аранжировщика мне предложила
известная в Петербурге певица Кира
Хабарова. Евгений Мясников тогда с ней
работал. Он хорошо чувствует песню, хотя
и не считает себя специалистом в
шансоне. Я полагаю, что музыку русского
шансона, как и всё в нашей жизни, надо
обновлять, иначе получается какой-то
застой… Работая совместно, мы
подружились. Как правило, я полагаюсь на
его вкус и профессионализм. Если что-то
вызывает сомнение, то пытаюсь выяснить,
почему именно он так сделал, а не иначе?
Обычно получаю убедительный ответ, и все
вопросы отпадают.
В.С. На Вас как-то отразилось
противостояние двух питерских
радиостанций русского шансона?
А.К. Я в курсе этого
противостояния, но комментировать его
суть не могу – это не моя компетенция.
Оно происходит в основном на уровне
руководства, хотя и доставляет головную
боль начинающим авторам-исполнителям.
Некоторые из них, если ротируются на
одной, то не принимаются в ротацию на
другой. Но, когда в Питер приезжают
известные шансонье, к примеру, Михаил
Шелег, Сергей Трофимов, Сергей Любавин и
др., то бывает, что в один день они
выступают сначала на одной радиостанции,
а через час – уже на другой. Поэтому,
если конфликт этот существует, то пусть
в нём разбираются компетентные органы и
руководство самих радиостанций.
Исполнителей, а тем более слушателей,
это мало касается. Мы поём песни для
слушателей, а поэтому, если та или иная
радиостанция крутит мои записи –
спасибо! Я просто сочиняю и пою песни,
которые слушает (или не слушает) народ…
В.С. Ну, вот – ещё одна простая
истина. Хорошее завершение интервью. Мне
остаётся только пожелать Вам, помимо
крепкого здоровья и неснижаемой
работоспособности, ещё творческого
горения, новых песен, приличных
заработков.
А.К. Спасибо, Виктор Максимович!
Знаю о вашей нелёгкой судьбе, поэтому
лично Вам желаю как можно дольше
оставаться таким же неунывающим
оптимистом, и пусть это поможет и дальше
твёрдо шагать по выбранному Вами пути! А
всем любителям хороших песен желаю,
чтобы ваша жизнь была похожа на них!
Задавал вопросы Алексею Краеву, а также
участвовал в обработке его ответов
исследователь русского шансона Виктор
Солдатов.
Москва – Санкт-Петербург, ноябрь 2005 –
январь 2006 гг.
©
http://www.blatata.com/
|